«ЛенАэроПроект» – ведущая российская организация по проектированию объектов гражданской авиации. За 60 лет истории ЛенАэроПроект стал первопроходцем в решении многих научных и практических задач, имеющих для страны огромное значение. «ЛенАэроПроект» участвовал в создании и реконструкции множества аэропортов: «Кольцово», «Пулково», «Храброво», «Нижний Новгород», «Уфа», «Сочи» и других. Многие проекты были осуществлены в условиях Крайнего Севера. Это аэропорты «Мирный», «Сабетта», «Талаги», «Мурманск». В последние годы для решения архитектурных и дизайнерских задач применяются современные технологии, в том числе передовое программное обеспечение. На вопросы о сложностях работы в авиационной сфере и о задачах 3D-визуализации проектов ответил начальник архитектурно-строительного отдела Артём Нефедов.

Вы работаете в сфере авиационной промышленности, создаете проекты государственного и международного значения: насколько ощущается ответственность, влияет ли это на подход к делу? В чём основная специфика работы в авиапроме?

Работа в нашей сфере накладывает большую ответственность. Первое – это безопасность. Мы говорим о транспорте, который перевозит огромное количество людей, грузов. И безопасность как людей в самолёте, так и людей на земле – наша основная задача. Проектирование аэропорта или аэродрома похоже на проектирование отдельного города. Люди разных специальностей, разные службы работают внизу, на земле, круглосуточно обеспечивают перевозки. И на нас лежит большая ответственность за их безопасность, за их условия труда. Аэропорты — это всегда дорогостоящие проекты, то есть ошибка на любой стадии проектирования может вылиться в большие деньги. Еще нужно отметить, что аэропорт — это лицо города. Когда мы попадаем в другие города, первое, что мы видим это аэровокзал. Не инфраструктуру аэропорта, не инженерные службы, а именно аэровокзал. И зачастую пассажир  запоминает не столько архитектурную форму, а насколько ему было удобно. От проектировщиков многое зависит в этом смысле, важно грамотно расположить службы, продумать логистику аэропорта.

Многие авиапроисшествия связаны с посадкой и взлетом, и современные стандарты безопасности в сфере проектирования авиационных объектов сильно менялись, чтобы снизить все риски. Расскажите подробнее о том, как просчитываются модели безопасности?

Просчитываются риски, закладывается основа безопасности, делаются большие запасы по прочности, износу, обязательно закладываем запас на длину полосы. Просчитывается оптимальное расположение служб реагирования и многие другие аспекты. Аэропорт это действительно повышенный уровень ответственности, и мы стараемся всё проектировать с большими резервами. Цель – избежать непредвиденных ситуаций, создать максимально безопасную среду для авиаперевозок, как для пассажиров, так и для сотрудников.

Аэропорты проектируются и строятся не каждый день, даже в большом государстве, где много городов, которые нужно связать между собой. Каким образом поставлен рабочий процесс: расскажите о цепочке действий?

Аэропорт иногда проектируются полностью, целым комплексом: аэродромная часть со всеми службами, сам аэровокзал. А иногда проектируется отдельно новый аэровокзал, и он связывается с уже существующим положением аэродромной части, уже существующими зданиями. Если мы получаем заказ на проектирование аэродрома, то чаще всего это реконструкция. Практически во всех крупных городах, региональных центрах уже есть какой-либо аэропорт или аэродром. Чем сложна реконструкция? Тем, что мы должны обеспечить бесперебойность перевозок во время выполнения работ. Поэтому мы изначально продумываем, как сохранить авиаперевозки при строительстве или реконструкции существующих узлов аэропорта. В дальнейшем идет формирование генерального плана. Основное, конечно же это взлётно-посадочная полоса. Задает направление полоса и перрон. Далее эти узлы увязываются со службами обеспечения аэропорта, со спасательными службами, также с инженерными коммуникациями. И конечно же центральное здание – то, что видят все прилетающие и улетающие пассажиры. Учитывается множество особенностей, аэровокзал это супертехнологичное здание. Технологичность аэровокзала очень важна для нас. Решается сразу очень много задач, ведь в этом здании пассажиры получает грузы, регистрируются, проходят зоны контроля, ожидают рейсы. Это и производственное, и общественное, и административное здание – такая смесь. Большие ограничения накладывает транспортная безопасность, досмотровые зоны на входе, предполетные, в багажном отделении. И это только внутренние рейсы. А когда у нас международные рейсы, там есть нормы прохождения границы, таможенная безопасность и это еще больше усложняет систему.

Расскажите о проектах на Севере? Расскажите об аэропорте «Мирный» и об аэропорте в Мурманске, насколько сложнее создавать проекты в зонах с холодным климатом?

В «ЛенАэроПроекте» большая часть аэропортов, наших проектов, – северные. Есть и на вечномёрзлых грунтах, есть и на обычном грунте, но на северной территории. В городе Мирный (Якутия) особенный аэропорт. Несмотря на то, что проект был заявлен как «реконструкция», можно сказать, что он новый. Полоса смещена, сам аэропорт строится на новом месте, создана полностью новая служебно-техническая территория, новый аэровокзал. Он находится на вечномерзлых грунтах, это накладывает большие ограничения.

Мы должны построить аэропорт и «не разморозить» при этом грунт теплоотдачей от объектов. Поэтому все здания этого аэропорта спроектированы с термостабилизацией, то есть грунт выдерживает изменения температуры – за зиму намораживается так, что летом не успевает растаять. Некоторые здания приподняты над землей, аэровокзал, к примеру, приподнят на 2,5 метра от земли. Под ним как раз находятся сваи с термостабилизацией. К аэровокзалу тут повышенные требования, и теплоотдача большая идет, то там дополнительно обязательно должна быть термостабилизация. Все это просчитывается нами на этапе проектирования. Полоса тоже спроектирована особенным образом, но наоборот: утепление грунта, чтобы температура была стабильной, большая насыпь и полоса пойдет сверху. Мы всегда учитываем специфику геологии той местности, на которой строим.

Международный аэропорт в Нижнем Новгороде: расскажите, пожалуйста, о его проектировании. Насколько было сложно работать в рамках подготовки к Чемпионату Мира 2018?

Мы участвовали в проектировании аэропорта «Нижний Новгород». Но мы проектировали ту часть аэропорта, на которую пассажиры меньше всего обращают внимание. Это аэродромная инфраструктура, спасательная станция, различные службы. Можно сказать, что это технологический проект. Вне зависимости от Чемпионата Мира по футболу мы бы его сделали – была необходимость и был заказ на развитие конкретно этого объекта.

В плане дизайна, если ли для аэропорта какое-либо ядро? На что опирается визуальный дизайн в сфере авиационной промышленности? Каждый проект полностью индивидуален или есть типовые решения, которые обрастают деталями?

Каждый аэропорт — это лицо города. Власти города или республики, собственники частных аэропортов, заинтересованы в том, чтобы это было уникальное здание, уникальный проект. Мы стараемся плотно работать с каждым заказчиком.

К примеру, в аэропорту «Мирный» заказчиком выступила группа алмазодобывающих компаний «Алроса». С ними мы долго согласовывали дизайн аэровокзала, чтобы он сочетался с их корпоративной политикой.

В Мурманске мы сделали акцент на северном сиянии в оформлении аэровокзала. Там заказчиком выступил частная компания «Новапорт». Соответственно, там мы тоже предлагали несколько вариантов дизайна, с северным сиянием и горами.

Сейчас мы делаем аэропорт Йошкар-Олы и там будут использованы национальные марийские мотивы, цвета. Каждый аэропорт – это история, и мы пытаемся внести в дизайн частичку культуры. Важно, чтобы пассажир чувствовал особенности того региона или города, куда он прилетел. Если мы посмотрим на большое количество советских аэропортов – они как раз строились по типовым проектам и многие похожи друг на друга. Мы часто делаем модели старых зданий при реконструкциях аэропортов (сейчас их используют как административные) и видим насколько они все похожи.

С какими программами вы работаете для 3D-визуализации?

Проектирование идет в Revit, а полностью визуализацию мы делаем в Lumion. В Lumion мы что-то экспортируем из Revit, частично дорабатываем в 3ds Max и туда же подгружаем. То есть у нас такой комплекс программного обеспечения.

Насколько удобно лично вам работать с Lumion? В чем основные преимущества с вашейточки зрения? Для каких задач используется программа?

С Lumion мы работаем часто и много. Основная причина – он быстр и удобен для рендеринга. Мы делаем рендер сложных и очень больших объектов и сцен. Например, взлётно-посадочная полоса на два километра, при ней 15-16 технических зданий и здание аэровокзала. Это очень большие и объемные сцены и Lumion хорошо справляется с такими задачами. Он позволяет быстро настроить камеры и свет. Также мы используем Lumion для создания видео. Видео мы показываем заказчику, чтобы было четкое представление о том, как все будет в итоге, в реальности.

Перед началом строительства по «Мирному» мы делали в Lumion большую презентацию как будет появляться аэропорт. Использовали множество фотоматериалов, отображали процесс строительства «с нуля». Все этапы стройки, разворачивание проекта. В итоге получился целый фильм – видеопроект организации строительства.

Насколько удобно работать с библиотекой импортированных материалов?

Мы работаем с материалами  и импортированными, и нами созданными, достаточно понятно и доступно. Инструментов хватает, нашим задачами они отвечают.

Используете ли вы в проектах карты смещения? Нравится ли вам эта функция?

Да, мы используем карты смещения, но большого акцента на этом не делаем. Мы стараемся моделить все здания, по которым в дальнейшем будем делать рендер в Lumion. Мы моделим в Revitе и используем в итоге карты смещения. Дело в том, что у аэропортов в основном достаточно стандартный набор материалов, металл, стекло. Если нам нужны какие-то особенности, мы их отдельно моделим. Кирпичных аэропортов мы не встречали, деревянных тоже. Когда конкретные материалы нам нужно показать, например, систему Kalzip или профлист, тогда мы это отрабатываем. Но в целом, такие вещи не видно издалека. Можно сказать, что использование карт смещения ограничивается нашими задачами.

Самый сложный рендер, созданный вами в Lumion?

Каждый аэропорт достаточно сложен, везде есть свои нюансы. Но, наверное, видео со стройкой аэропорта «Мирный» – именно оно было самым сложным. Приходилось дробить много файлов, много слоёв, много этапов. В плане архитектурном оно не было идеальным, потому что мы там показывали стройку, но оно было самым трудоёмким и очень запомнилось.

А есть ли любимый инструмент?

Не инструмент, а визуальный эффект. Многие объекты у нас северные, и мы стараемся показать их красиво. Есть эффект – мокрый асфальт, мы его часто используем. Получается такая особая атмосфера, лужи, в них очень красиво отражаются огни. Дождь мы выключаем, а вот мокрый асфальт даёт объем, особенно на ночных рендерах – свет отражается очень красиво. Для визуальной подачи объекта это хорошо.

Расскажите о работе со светом и тенью в Lumion, насколько это важно для ваших проектов?

Вот как раз работа со светом для нас актуальна, это и ночные картинки, ночное небо. Это очень цепляет заказчика. В принципе на севере очень часто темно, поэтому подсветке уделяется большое внимание. Но есть и сложности при работе со светом, и это та часть, которую хотелось бы улучшить в новых версиях. Дневной рендер – это удобно, быстро, очень много эффектов, небо красивое, всё отлично. Можно сделать быстро, сочно, красиво. А вот с ночными иногда приходится повоевать, чтобы было и красиво, и достоверно. И надо уловить эту границу.

Расскажите об опыте работы с объектами живой природы в Lumion? Часто ли вы их используете?

В меньшей степени, опять же это обусловлено нашей спецификой. Пару раз использовали птиц, их хочется чаще использовать для оживления картины, но это неправильно. Вообще в аэропорту птиц не должно быть, есть даже раздел в орнитологии, как птиц отпугивать от объектов авиации. Иногда заказываются целые исследования о перелётных птицах, чтобы не строить авиаузлы на пути естественной миграции. Это немаловажно. Поэтому в крайнем случае – на площади аэровокзала можно добавить птиц, только для красоты.

Спасибо за ответы!

Блог Lumion | Великолепный рендеринг без хлопот.